экономикаобществополитикановости компанийпроисшествияспорт
Швейцарский суд отклонил апелляцию Гульнары Каримовой по делу о $800 млн. Эти деньги могут передать Узбекистану

CentralAsia (UZ) -  Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии 31 июля отклонил апелляцию старшей дочери покойного первого президента Узбекистана Гульнары Каримовой. Как сообщает узбекская служба радио «Озодлик», данное решение оценивается как важный шаг в процессе возвращения официальному Ташкенту 800 миллионов швейцарских франков ($808 млн), предположительно принадлежащих Каримовой.

В своей апелляционной жалобе, поданной в Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии через адвоката из Женевы Грегуара Манжа, Гульнара Каримова выразила протест в связи с ордером Федеральной прокуратуры Швейцарии на конфискацию почти 700 (в настоящее время $701 млн) из 800 миллионов швейцарских франков, замороженных на банковских счетах этой страны.

В двух ордерах швейцарской прокуратуры, вынесенных 22 мая этого года, говорится о конфискации и возвращении Узбекистану 686.7 миллиона из 800 миллионов франков Гульнары Каримовой, замороженных в 2012 году в банках Женевы и Цюриха.

Вынесению подобных ордеров способствовали признательные показания двух бывших доверенных лиц Гульнары Каримовой – Гаяне Авакян и Рустама Мадумарова. В своих показаниях следователям швейцарской прокуратуры эти двое признались, что замороженные деньги были добыты преступным путем и попросили вернуть их в Узбекистан, откуда они были украдены. Вместе с тем Авакян и Мадумаров, которые являются основными фигурантами уголовного дела, возбужденного в Швейцарии в 2012 году, попросили следователей в срочном и упрощенном порядке завершить их дело, не дожидаясь заверешния дела Гульнары Каримовой.

В своем апелляционном заявлении Грегуар Манжа выразил протест относительно ордеров прокуратуры Швейцарии, которые, по его мнению, нарушают процессуальные нормы и права обвиняемых на справедливое судебное разбирательство. Также адвокат заявил, что показания Гаяне Авакян и Рустама Мадумарова в узбекских тюрьмах являются недостаточными для возвращения в Узбекистан замороженных денег его подзащитной.

Напомним, Каримова считается основным фигурантом уголовного дела, возбужденного в Швейцарии 5 июля 2012 года. Кроме того, еще пять узбекистанцев – Гаяне Авакян, Рустам Мадумаров, Бекзод Ахмедов, Алишер Эргашев и Шахрух Сабиров – являются фигурантами данного уголовного дела, которое на протяжении шести лет расследует Федеральаня прокуратура Швейцарии. Сообщается, что, кроме Бекзода Ахмедова, который скрывается на территории России, все остальные пять фигурантов уголовного дела находятся в тюрьмах Узбекистана.

В беседе с «Озодлик» в июне этого года швейцарский адвокат Гульнары Каримовой выразил сомнение относительно подлинности признательных показаний Мадумарова и Авакян, данных в узбекской тюрьме. «Эти признательные показания не освобождают Федеральную прокуратуру Швейцарии от обязательства выяснения фактов», – говорил швейцарский адвокат Каримовой.

Федеральный суд по уголовным делам Швейцарии, признавший ордеры Федеральной прокуратуры «объективными» и достаточно обоснованными, вынес 31 июля решение об отсутствии в них нарушений процессуальных норм. На основании этого суд «отклонил апелляцию заявителя, возложил на сторону заявителя покрытие судебных расходов и посчитал нецелесообразным приостановление исполнения ордеров прокуратуры».

Адвокат Гульнары Каримовой Грегуар Манжа, который 21-22 июня этого года в третий раз встретился со своей подзащитной в Ташкенте, говорил, что для скорейшего завершения уголовных дел в Узбекистане и Швейцарии «при соблюдении определенных условий Каримова готова пойти на компромисс». «В конце этого процесса Каримова могла бы выйти из тюрьмы, начать новую жизнь и вернуть себе свое богатство», - говорил ее адвокат.

28 июля 2017 года Генеральная прокуратура Узбекистана обнародовала общественности подробности уголовного дела в отношении дочери бывшего президента Гульнары Каримовой. По данным Генпрокуратуры республики, приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 21 августа 2015 года Каримова была признана виновной в совершении инкриминированных преступлений, в результате суд приговорил ее к пяти годам ограничения свободы.

Научный сотрудник Школы Восточных и Африканских исследований Университета Лондона Алишер Ильхамов отмечает, что приговор по делу об отмывании денег в Швейцарии вынесен только Авакян и Мадумарову. Пока аналогичные ордера не будут вынесены по остальным 4-м подозреваемым, деньги не могут быть конфискованы, а тем более переданы Узбекистану

«Поскольку я близко слежу и анализирую, что происходит в Швейцарии и за ее пределами вокруг активов Гульнары, считаю своим долгом прояснить ситуацию и внести некоторые уточнения к этой статье. По делу об отмывании денег в Швейцарии проходят 6 граждан Узбекистана, включая Гульнару. 22 мая прокурор вынес решение только по двум из них, Авакян и Мадумарову. Пока аналогичные ордера не будут вынесены по остальным 4-м, деньги не могут быть конфискованы, а тем более переданы Узбекистану», - написал он на своей странице в Facebook.

«Как известно, адвокат Гульнары подал апелляцию в суд и в прокуратуру на решение швейцарской прокуратуры от 22 мая. Суд отвергнул аппеляцию, но не потому, что считал решение прокурора в отношении Авакян и Мадумарова объективным, а потому что прокурор Гульнары не уполномочен представлять интересы Авакян и Мадумарова. Суд просто не рассматривал апелляцию по существу, а сразу отверг апелляцию как нерелевантную. Рассмотрение апелляции прокурором пока еще не закончено», - писал эксперт.

«В целом, еще предстоит рассмотрение дел по Гульнаре, Бехзоду Ахмедову, и двум другим. И пока неизвестно, будет ли суд над Гульнарой или же решение будет принято прокурором, как в случае с Авакяен и Мадумаровым. Тут требуется пояснение. По швейцарскому законодательству по некоторым, как правило мелким вопросам, прокурор вправе сам выносить вердикты. Но в данном случае вопрос далеко не мелкий, как вы понимаете. У него в распоряжении есть возможность досудебного решения по согласию сторон. Так недавно Швейцария поступила по отмыванию $48 миллионов гражданином Казахстана. Этот гражданин согласился на конфискацию денег в обмен на неразглашение его имени».

«Конечно, суд над Гульнарой нужен, чтобы по нему допросили все лица и организации, причастные к делу, как по фактам коррупции, так и по отмыванию денег. А это и нынешний премьер, и швейцарские банки, и сами компании, которые платили взятки Гульнаре. По политическим соображениям Швейцария, наверное, не хочет такого открытого судебного разбирательства. Но если она предпочтет досудебные договоренности, то в очередной раз проигравшей стороной будут правосудие и справедливость. Так что на швейцарских властях лежит огромная ответственность: они могут поступить по совести и по закону, или же обойти и то, и другое. В последнем случае они стали бы соучастником большой игры по сокрытию виновников и участников преступления», - заключил Ильхамов.

За событиями следите в Телеграм-канале @centralasiamedia.
print