экономикаобществополитикановости компанийпроисшествияспорт
Боевики из Афганистана пытаются прорваться в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан по высокогорным тропам, используемым при контрабанде наркотиков, - отставной генерал

CentralAsia (UZ) -  афганский отставной генерал Джавид Кохистани Узбекистан по сравнению с другими среднеазиатскими странами наилучшим образом контролирует границу с Афганистаном. Таджикистану в охране границы помогает Россия, но там продолжаются столкновения. По некоторым признакам, такую же неспокойную ситуацию пытаются создать на границе с Узбекистаном, а через него – и в других странах Центральной Азии. Кроме того, делаются попытки использовать Туркменистан, у которого наиболее открытые границы с Афганистаном. Об этом в эксклюзивном интервью порталу «Афганистан.Ру» сказал афганский отставной генерал Джавид Кохистани (интервью публикуется с сокращениями).

- В чем причина того, что мирные переговоры в Афганистане зашли в тупик?

- Общеизвестно, что ключевую роль в дестабилизации ситуации в Афганистане играют военные круги Пакистана. «Талибан» используется Исламабадом в качестве средства давления и дестабилизации Афганистана. До тех пор, пока пакистанцы не достигнут целей, которые они поставили для себя в регионе и Афганистане, думаю, что обсуждение темы переговоров и окончания войны с мятежниками останется невозможным.

Читать также: Правительство Афганистана предупредило движение «Талибан» о последствиях за отказ от мирных переговоров

- Разве другие страны, участвующие в подготовке мирных переговоров (США и Китай), не играют никакой роли в прекращении войны и установлении мира?

- Я не сомневаюсь в том, что эти страны оказывают влияние. Талибы превратились в специфический инструмент различных иностранных государств, в том числе не только западных, но и стран персидского залива. Лидеры «Талибана» поддерживают контакты с различными государствами. Пока не будут обрублены корни, связывающие талибов с иностранными «операторами», возможность для обеспечения мира не появится.

- А что Вы можете сказать о политике иностранных войск в отношении группировки «Исламское государство» в Афганистане?

- Аналогичные упомянутым ранее обвинения можно предъявить и в отношении переброски сил «ИГ». Опубликованы фотографии вертолетов, которые, как утверждается, высаживают игиловских боевиков на холмах. Имеется много документов и свидетельств того, что между иностранными государствами, «ИГ», «Талибаном» и некоторыми подразделениями «Аль-Каиды» в Афганистане существует сговор.

- Активизация боевиков на севере представляет угрозу для стран Центральной Азии. Существует ли вероятность передислокации этих боевиков на другую сторону границы (в страны бывшего Советского Союза)?

- После роста давления на боевиков в Сирии, последовавшего в результате операции России в этой стране, были предприняты усилия для переброски среднеазиатских боевиков в безопасные районы и недопущения бомбардировок их позиций.
Прилагается много усилий для того, чтобы направить террористов, прежде всего, в Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан по коридору, ведущему из афганского Бадахшана в таджикский, через те высокогорные тропы, которые постоянно использовались при контрабанде наркотиков. Не раз наблюдали, как их с фальшивыми паспортами, которые выдают в Пакистане гражданам среднеазиатских стран, направляли через Уйгурский район Китая в Восточный Туркестан, а затем опять же в Казахстан с целью проникновения в Россию. Террористов также переправляют через Иран и Турцию, а оттуда в Азербайджан и затем в страны Средней Азии. В Турции действует официальный центр по приему таких групп.
После операций в Северном Вазиристане часть среднеазиатских боевиков из этого региона добралась до Оманского моря и оттуда была переброшена в Сирию, где пополнила ряды боевиков «Джабхат ан-Нусры» и «ИГ». Некоторое количество боевиков из других стран было направлено в Турцию, а затем также в Сирию.

- Как следует из официальных сообщений таджикистанских властей, республика работает над укреплением своих границ при активной поддержке России. Какую роль могут сыграть северные страны для снижения напряженности внутри Афганистана?

- Чрезмерно жесткие меры на границе препятствуют взаимному перемещению граждан этих стран. Это негативно отражается на торговых связях Афганистана и среднеазиатских государств. Узбекистан приложил еще больше усилий для контроля над границами, но пока еще выдает визы гражданам ИРА и других соседних стран. Эти государства прибегли к таким мерам, как создание дополнительных погранпостов, перемещение специальных армейских частей и натягивание колючей проволоки вдоль границы.

Узбекистан по сравнению с другими среднеазиатскими странами наилучшим образом контролирует границу с Афганистаном. То же самое можно сказать и о Таджикистане, когда содействие охране границы оказывает Россия. Также ведется разведывательная деятельность, призванная упредить действия террористов. Но несмотря на все эти меры, на границе с Таджикистаном продолжаются столкновения. По некоторым признакам, такую же неспокойную ситуацию пытаются создать на границе с Узбекистаном, а через него – и в других странах Центральной Азии. Кроме того, для проникновения на эту территорию делаются попытки использовать Туркменистан, у которого наиболее открытые границы с Афганистаном.
Несмотря на усилия, которые прилагаются странами Средней Азии и ШОС для борьбы с терроризмом, угрозы и вызовы по-прежнему существуют, и боевики продолжают свою деятельность на севере Афганистана. С 2016 года стали предприниматься попытки открыть дорогу для перемещения боевиков «ИГ» на север Афганистана с востока страны, то есть из провинций Нангархар, Кунар и Нуристан через Читрал. Кроме того, те же силы заинтересованы в том, чтобы «ИГ» перебралось в Бадахшан, Кундуз и другие районы на севере Афганистана. Наибольшее внимание привлекает провинция Бадгис, поскольку она имеет общую границу с Туркменией. Для того, чтобы установить контроль над этой провинцией, часть боевиков собирается добраться до Бадгиса через мост Забуль – Газни, минуя провинцию Гор.

- Каким Вам видится политическое будущее страны?

- К сожалению, тупиковая политическая ситуация, которая сложилась на территории Афганистана, не позволяет делать точные прогнозы. Объективные данные, исходя из которых можно было бы обрисовать будущее, весьма ограничены. Поэтому никто не может правильно предсказать, куда мы движемся. Но следует обратить внимание на разногласия между двумя политическими командами в Правительстве национального единства по вопросу реформ, снижение внимания мировой общественности к Афганистану и слабость управления, которая наблюдается в руководстве органов безопасности. С учетом этих факторов, а также масштабной коррупции, которая уже стала частью культуры, и нового всплеска производства и трафика наркотиков в Афганистане, угрожающего всему региону и сейчас переживающего свой второй «золотой век», Афганистан не ожидает хорошее будущее.

Справка: Джавид Кохистани родился в 1963 году. После окончания Кабульского военного университета он играл активную роль в антиталибском сопротивлении и был одним из участников первой Боннской конференции 2001 года. В настоящее время генерал Кохистани состоит в политическом объединении «Движение за свободу и демократию» и считается одним из ведущих экспертов в вопросах региональной безопасности.

За событиями следите в Телеграм-канале @centralasiamedia.
print